Как видно из фотографии и казанных промеров лошадь имеет четко выраженный короткий формат. (1. Рост в холке 2. Косая длина туловища. 3. Отрицательная разница 1-го и 2-го. В статье эта разница иногда указывается как "компенсация роста", может быть как положительной, так и отрицательной). 4. Обхват пясти.
Для разных пород и специализаций оптимальны различные форматы лошадей. Поэтому, говоря о росте в холке, мы постоянно будем оговаривать варианты удлинения/укорочения туловища.
Для справки: Молодые лошади имеют укороченный формат и с возрастом удлиняются. Сформировавшиеся взрослые лошади характеризуются сравнительно постоянной величиной индекса формата: в среднем верховые 100-102%, рысистые - 102-103, тяжеловозные - 106-108%;
Вернемся к росту спортивной лошади - Нижняя граница роста.
Как уже говорилось, для каждой специализации она своя. Но в среднем составляет 162 см. Почти во всех видах спорта недостатком нескольких сантиметров в росте можно пренебречь, если эта длина сохраняется в косой длине туловища, плюс 3-8 см (для каждой специализации допустима разная компенсация).
Объяснить "почему лошадь должна быть не ниже" определенной высоты легко, но делать это стоит в отдельности для каждой специализации.
В конкуре малый рост лошади создает объективные проблемы в преодолении высоких препятствий. Конкурная лошадь высокого спортивного класса должна быть не ниже 167 см., в противном случае считается, что у лошади есть недостаток роста для этой дисциплины. Лошади хобби-класса могут иметь рост от 160 см. Чем ниже рост, тем больше от конкурной лошади требуется силовой работы. Если в среднем конкурная лошадь с ростом 170 см может преодолеть препятствие 110-120 исключительно за счет гимнастики, то лошади с ростом 160 см также потребуется сделать значительное толчковое усилие. Особенно это важно на маршрутах, где подобное лошадям предстоит повторять по 14-15 раз. Скомпенсировать недостаток роста могут не более 2-3 сантиметров удлинения туловища, так как излишне длинные лошади плохи для конкура по ряду объективных причин - недостаточная проводимость импульса, травмоопасность спины и др. Таким образом, для лошади ростом 160 см, длина скомпенсированного туловища должна составить не более 168 см.
Для выездки низкий рост не приемлем из-за объективных законов биологии и эстетики. У живых организмов прослеживается обратная зависимость между их размерами и скоростью движений. Меньшая лошадь потенциально обладает более резкими и частыми движениями, что считается в этом виде спорта недостатками.
Малый рост лошади определяет малые амплитуды движений ее конечностей. Амплитуда - одна из важнейших характеристик выездки, поэтому меньшая лошадь при прочих равных условиях всегда проиграет.
Кроме того, большой всадник на маленькой лошади смотрится не эстетично, что также не приветствуется в выездке - субъективном виде спорта. Нижняя граница высоты в холке для спорт-класса в этой дисциплине чуть ниже конкурной - 164 см. Однако возможности скомпенсировать недостаток роста длинной туловища больше - 5-8 см, так как нагрузка на спину меньше. Также появляются дополнительные возможности в гибкости и хорошее "принимание" всадника на спину.
Сложнее всего определить нижнюю границу роста для лошадей, проходящих полевые испытания на резвость . Малыши обладают большей выносливостью и резкостью, но и захват пространства конечностями на галопе у них значительно меньше. Для троеборья мастер-класса подойдет лошадь с высотой в холке от 160 см. Изменение формата лошади в принципе здесь недопустимо.
Верхняя граница роста лошади.
Излишний рост лошади также является большим недостатком . Объективных причин несколько. Излишний рост почти всегда означает большой вес. А излишний вес катастрофически влияет на суставы лошади, разбивая их со временем.
Для характеристики сложения лошади на практике часто применяется индекс массивности - соотношение веса лошади к ее высоте в холке. В результате применения этого индекса получены следующие данные по лошадям различных пород:
Англо-арабы : 3 ,0
Чистокровные английские: 3,2
Ганноверские: 3,7
Шайры: 4,5
Ошибочно считать, что прочность сустава пропорциональна его размеру. Так, упавший с дерева муравей пожалеет о потраченных часах на восхождение к вершине. Упавшая оттуда лошадь скорее всего уже ни о чем не пожалеет. Поэтому меньшим лошадям значительно легче нести свое тело, чем их более рослым собратьям с тем же индексом массивности. Кроме того, если для компенсации низкого роста подходит удлинение тела, то для компенсации высокого роста - укорочение тела. За счет этого достигается меньшая травмоопасность спины.
В конкуре редко используются лошади ростом выше 177 см . При приземлении на суставы обрушивается недопустимо большой вес, и к 13-15 годам такие лошади зачастую уже полностью не пригодны к спорту. При этом же росте соотношение "эффективной мышечной массы" к общему весу тела начинает уменьшаться, и на единицу мышечного волокна начинает приходиться больше "неэффективного веса". Следовательно, коэффициент полезной работы двигательного аппарата падает. Оптимальный индекс массивности для конкурной лошади высокого спортивного класса составляет 3,4-3,7. В последние годы специалисты все чаще предпочитают этот показатель ближе к 3,4. Это объясняется возрастающей резвостью прохождения маршрутов и дополнительными требованиями к выносливости (см. рост троеборных лошадей). Укорочение формата лошади из-за потери гибкости возможно незначительно - на 2-3 см в косой длине туловища.
В выездке проблемы с большими лошадьми схожие - увеличенная травмоопасность. Перемещать и сохранять очень большую массу в искусственных положениях, коими изобилует выездка, тяжело не только для суставов, но и сухожилий. Тем более, некоторые элементы высшей школы верховой езды, такие, как пируэты, предполагают усиленное перераспределение нагрузки всей массы на очень малый участок двигательного аппарата. А как уже говорилось, прочность двигательного аппарата живых организмов растет значительно медленнее их размеров. В результате большие лошади требуют более осторожной работы, менее резких воздействий, и большего отдыха. Допустимый индекс массивности примерно тот же, что и у конкурных лошадей, и даже шире - от 3,2 до 3,8, однако тенденции предпочтения облегченных лошадей не наблюдается, так как требования к выносливости и резвости в выездке заниженные. Повышенный индекс массивности может положительно повлиять на плавность движений. Укорочение формата нежелательно и может составлять не более 2-3 см в косой длине туловища, так как при этом значительно снижается гибкость спины и эстетичность лошади.
Троеборье и другие виды спорта, где присутствуют испытания на резвость , наиболее требовательны к верхней границе роста лошади. В этих видах спорта особенно важна устойчивость к продолжительным нагрузкам. Утомляемость чрезмерно больших и тяжелых лошадей выше, так как процентное соотношение снабжения кислородом их мышц к общей массе при интенсивных нагрузках ниже. С укрупнением лошади сильно страдает и резвость, так как "эффективная масса мышц" при этом уменьшается.
Скаковые лошади часто имеют большой рост, но при этом их конституция не предполагает большого веса. Хорошо если ее рост в холке не превышает 167 см. Идеальный рост 164 см. Индекс массивности для скаковых лошадей определен более строго и составляет 3,2. Это объясняется тем, что самой резвой лошадью единолично является чистокровная английская. В троеборье индекс может быть несколько выше, но не на много - 3.3, максимум 3.4. Изменение формата лошади в принципе здесь недопустимо.
С помощью индекса массивности можно проводить и обратные вычисления. Опытный специалист на основании визуальных наблюдений может определить индекс массивности лошади. Измерив рост лошади в холке, и умножив его на приблизительный индекс, можно получить живой вес лошади. Т.о. для средней конкурной лошади ростом в 170 см вес составит 578 кг.
Кроме массы важна костистость лошади . Самый простой, но с тем и приблизительный способ определить костистость лошади - замерить обхват ее пясти. Для различных пород он должен быть разным. В среднем для взрослой спортивной лошади он не должен превышать 21 см. Ошибочно считать, что большой обхват пясти свидетельствует о крепости конечностей. Для лошадей наблюдается парадоксальная ситуация - чем меньше обхват пясти, тем крепче и надежнее ноги. Часто такие ноги называют "сухими". И напротив, утолщенные пясти свидетельствуют о возможных будущих проблемах с конечностями, особенно если лошадь будет выступать в преодолении препятствий. Такие ноги называют "сырыми", и от приобретения такой лошади при прочих равных условиях следует воздержаться. Вам придется дополнительно укреплять сухожилия и суставы такой лошади при больших нагрузках.
Судить по абсолютной величине костистости не следует. Ведь оптимальным для лошадей разного роста он будет разным. Поэтому в профессиональной практике оценки лошади используют индекс костистости, который вычисляют относя обхват пясти к высоте в холке. У верховых лошадей индекс составляет около 12%, у рысистых - 12,5%, у тяжеловозных - 14-16%.
Теперь об исключениях. Никто не станет спорить, что бывают случаи превосходства лошадей с неподходящим ростом. Это объясняется тем, что недостатки этой характеристики компенсируются другими физическими и психологическими качествами. Однако не забывайте фразу - "при прочих равных условиях". Задача специалиста при подборе лошади найти лучшую "при прочих равных".
В завершение приведем некоторую справочную информацию замерам лошадей:
Индекс формата = косая длина туловища / высота в холке * 100.
Верховые 100-102%, рысистые - 102-103, тяжеловозные - 106-108%;
Индекс обхвата груди = обхват груди / высота в холке * 100.
Этот индекс с возрастом лошадей увеличивается. У взрослых верховых лошадей он составляет 108-115%, у рысистых - 155-118, у тяжеловозов и местных - 125-130%;
Индекс компактности = обхват груди / длина туловища *100 .
Индекс компактности даёт представление о степени развития корпуса лошади. У лошадей разных пород он колеблется в широких пределах - от 160 (ахалтекинская порода) до 120% (советская тяжеловозная);
Индекс костистости = обхват пясти / высота в холке * 100
По этому индексу можно судить о развитии костяка. У верховых лошадей он составляет около 12%, у рысистых - 12,5%, у тяжеловозных - 14-16%.
Чернышов М.А.,
Чернышова Т.В.